Ритуал очищения у буддистов (Дугжууба)

Ритуал очищения у буддистов (Дугжууба)

Ритуал очищения у буддистов (Дугжууба)

Дугжууба – это особый обряд очищения в канун Нового года у буддистов. Проводится 29 числа последнего лунного месяца. В 2015 году хурал Дугжууба проводится 17 февраля.

Само слово "дугжууба" тибетского происхождения и означает число "60", хотя на самом деле этот обряд символизирует изгнание 64 сил зла, ответственных за беды, хвори и даже смерть.

В догжурах, сборниках буддийских обрядов, перечисляются все несчастья, от которых избавляет обряд Дугжууба: 404 болезни, вызываемые нарушением баланса ветра, желчи, слизи; 18 видов психических и нервных заболеваний, вызываемые духом этих болезней; 15 детских болезней; 360 причин нарушения душевного равновесия, вызывающих обострения чувства страха, похоти и гнева; 64 скоропостижных бедствия, внезапных заболевания и смерти; 8 видов преждевременной смерти, когда предназначенный срок жизни еще не истек; 20 тысяч дурных последствий прежних деяний.

Последний день уходящего года имеет особый статус. В этот день все верующие должны закончить подготовку к празднику, завершив обновления в доме, вычистив все, что необходимо, приготовив праздничный стол для трапезы всей семьей.

Обряд Дугжууба - это также своеобразный обряд духовного очищения - специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.

Накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, без добавок), затем лепят из него фигурку человечка (табалан), как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную "порчу". Если человек совершает это осознанно, с большой верой, то он освобождается от дурных мыслей, предрассудков, болезней и прочего негатива. Эти фигурки приносят в дацан (буддийский храм, монастырь) и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер.

Ламы также готовятся к обряду Дугжууба. Собственно дугжууба представляет собой набор из четырех треугольных фигур из жира и муки (бурят. балин). Кроме этого, монахи готовят особый балин, называемый соор. Соор - это трехгранная пирамида из теста, полая внутри, на которой вырезаны цветы, круги, языки пламени, а верхушка пирамиды увенчана изображением человеческого черепа. По внешнему контуру также вырезаны три полоски, окрашенные в черный, белый и красный цвета. Черный олицетворяет неведение, белый - страсть, красный – гнев.
Соор - это своего рода магическое оружие, которое во время службы силой произносимых ламами молитв становятся воплощением силы, способной обратить в прах все человеческие пороки.

После соответствующего молебна ламы выходят из храма за ворота монастыря к месту, где накануне приготовляется костер. Ламы освящают костер и зажигают его. Под ритуальные молитвы в соор "вкладывают" плохую карму общины за прошедший год и три яда сознания – неведение, страсть и гнев. Затем торжественно сжигают его на костре, огонь которого означает мудрость. Верующие должны мысленно представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы.

Разжигание костра – обязательный ритуал Дугжууба. По-другому он называется "Соор залаха" - в честь самого сооружения.

Борьбу с врагами веры символизирует и обряд линга: для него тоже лепится из теста фигурка торма, олицетворяющая зло и врагов веры, которая затем торжественно разрубается на 12 частей и сжигается как жертва, приносимая владыке смерти Яме.

На хурале совершается поклонение и подношение защитнику Дхармы (бурят. сахюусан) Чойжалу (санскр. Калакупа), поэтому его изображение должно обязательно присутствовать во время ритуала Дугжууба. Призывание Чойжала и его приход препятствует вторжению зла и защищают от его вредоносных действий.

Нельзя совершать обряд Дугжууба на придомовом участке или в лесу, разжигая костер самостоятельно. В буддийской традиции категорически запрещается приносить вред основным элементам природы, в том числе и огню - тем самым наносится вред самому себе и всему, что окружает человека. Огонь (костер) как символ очищения, в который бросают табаланы, находится только в монастырях и освящается ламами.

Поэтому для обряда необходимо посетить соответствующий молебен и ритуал в ближайшем дацане.

Дугжууба завершает приготовления к новогоднему празднику. Одновременно начинается новый 12-летний цикл буддийского календаря.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Буддистский Новогодний обряд очищения Дугжууба. Архивное фото

Буддистский Новогодний обряд очищения Дугжууба. Архивное фото


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Ритуал очищения у буддистов (Дугжууба)" в других словарях:

  • Обряд Дугжууба у буддистов — Дугжууба – это особый обряд очищения в канун Нового года. С давних времен народы, исповедующие буддизм, очень серьезно относились к данному обряду. Дугжууба проводится в 29 й лунный день в канун первого весеннего новолуния. . В 2010 году… …   Энциклопедия ньюсмейкеров


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»